Согласование крупной сделки муп
Решение об одобрении крупной сделки: когда требуется и как его подготовить
Статья актуальна на 23 июня 2021
Расскажем, что такое крупная сделка, когда Решение об ее одобрении нужно прикладывать в закупках по 44-ФЗ/ 223-ФЗ и как грамотно составить документ в 2021 году.
иллюстратор — Дарья Привалова
Что такое крупная сделка
Крупной считается сделка, связанная с приобретением или отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25 % и больше от балансовой стоимости активов предприятия. Стоимость активов определяют по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (см ст. 78 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 46 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной отвественностью»).
К крупным не относятся сделки, которые совершают в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.
В обычной деятельности Решение не требуется:
- Если единственный участник ООО (или акционер АО) одновременно является ее единоличным исполнительным органом (ч.7 ст. 46 14-ФЗ и п.1 ч.3 ст. 78 208-ФЗ).
- Для индивидуальных предпринимателей, так как физлицо не должно одобрять сделки самому себе.
В государственных закупках юрлицам всегда нужно предоставлять Решение, а от ИП такой документ не требуют. В коммерческих — на усмотрение заказчика. Очень редко коммерческие заказчики требуют этот документ не только от юрлиц, но и от ИП.
Закупки по 44-ФЗ
Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП. Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки.
Подготовка документа
До 2021 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы. Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию.
В течение 2021 года все участники госзакупок должны были пройти регистрацию в Единой информационной системе (далее — ЕИС).
После регистрации в ЕИС документы передаются в личные кабинеты федеральных площадок автоматически без дополнительной проверки.Таким образом, если у вас в Решении есть ошибка, выяснится это не в момент регистрации в ЕИС, а когда вашу заявку отклонят по этому основанию. Поэтому к подготовке всех документов следует подходить максимально ответственно.
Что учесть при формировании Решения
Назовем шесть правил:
- Решение о согласии на совершение крупной сделки принимает общее собрание участников общества. Если общество состоит из единственного участника, он принимает Решение единолично.
- Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством. Есть два варианта оформления такого протокола: заверить его нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 статьи 181.2 Гражданского Кодекса РФ.
В Решении обязательно должна присутствовать формулировка: «В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждается путем подписания документа всеми участниками общества, присутствовавшими на собрании». - Сумма в решении должна относиться к каждой отдельной сделке, а не к общему числу всех сделок организации. Будет ошибкой написать «одобрить сделки на сумму 10 000 000 (Десять миллионов) рублей». Заказчик не обязан высчитывать, сколько сделок участник заключил с момента появления документа. Корректно будет указать: «Максимальная сумма одной такой сделки не должна превышать 10 000 000 (десять миллионов) рублей».
- Обязательно указывайте в Решении срок его действия. Если этого не сделать, документы действует в течение одного года. Не все помнят об этом правиле, поэтому заказчики так часто отклоняют заявку с Решением, в котором истек срок действия.
Из судебной практики: при рассмотрении дела было установлено, что в представленном участником решении не был указан срок, в течение которого можно совершать сделки. В этом случае решение действует один год. На момент проведения аукциона этот срок уже истек. Довод о том, что исполнение подобных контрактов является для общества обычной хозяйственной деятельностью, не сработал. Документ: Определение ВС РФ от 25.03.2021 № 310-ЭС19-1603. - Сумму в Решении обязательно укажите цифрами и прописью. Лучше укажите сумму с запасом, чтобы не переделывать документ перед каждой заявкой. Ограничений по цифрам нет, многие поставщики указывают в решении сумму «1 000 000 000 (Один миллиард) рублей».
Забавный случай: один из наших клиентов в решении указал «неограниченно рублей 00 копеек». Так делать не следует, в решении должна быть указана конкретная максимальная сумма одной сделки. - В 2021 году все закупки по 44-ФЗ перешли в электронную форму, поэтому не забудьте добавить в Решение все виды закупочных процедур, а не только электронные аукционы.
Закупки по 223-ФЗ
В большинстве закупок по 223-ФЗ есть условие, что участник должен предоставить или Решение об одобрении сделки, или информацию о том, что сделка не является крупной с обоснованием. Поэтому его также следует прикладывать к каждой заявке.
Очень редко, но все-таки встречается условие, что Решение должно быть оформлено на конкретную сделку, которую планируется заключить по итогам закупки. Всегда внимательно читайте документацию и, при необходимости, подкорректируйте Решение до подачи заявки.
Мы рекомендуем подготовить свой универсальный документ, который подойдет и для закупок по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ.
Для составления Решения можно использовать эти шаблоны:
Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1256-reshenie-ob-odobrenii-krypnoi-sdelki
Крупная сделка по 44-ФЗ для бюджетных учреждений: согласование, образец и срок действия решения об одобрении
Действующее законодательство в сфере закупок идет по пути постоянного сокращения возможных рисков для государственных и муниципальных заказчиков в случаях, если речь идет о совершении сделок крупного масштаба.
Одним из направлений, которое реализуется на территории всей Российской Федерации с целью защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков, следует считать введение обязательного требования о необходимости предоставления потенциальным исполнителем документов, подтверждающих возможности проведения крупных сделок. Такие документы относятся к группе документов, одобряющих крупную сделку.
Нормативная основа
С нормативной точки зрения, регулирование необходимости одобрения крупных сделок происходит с помощью нескольких крупных нормативных актов, а именно:
- Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В рамках указанного закона нет конкретной статьи, которая бы регламентировала требование об обязательном предоставлении решения о крупной сделке и использование данного документа. Однако нормы о том, что данный документ должен быть подготовлен и использован, встречаются в большом количестве статей, связанных с участием в электронных торговых процедурах;
- федеральное законодательство об унитарных предприятиях, акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Данные Федеральные законы говорят о необходимости проведения обсуждения в руководстве юридического лица возможности крупной сделки, а также о том, какая сделка может быть признана крупной (в том числе в процентном соотношении к размеру уставного капитала или балансовой стоимости организации);
- постановления Правительства Российской Федерации, принятые во исполнение указанных нормативных актов, в том числе с целью формирования порядка определения тех сделок, которые организации могут рассматривать в качестве крупных;
- приказы Минэкономразвития, принятые во исполнение Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе», в том числе относительно формирования пакета документов, а именно самого решения о признании сделки крупной.
Какая сделка считается крупной
Под крупной сделкой следует понимать такую сделку, которая выходит за пределы традиционно осуществляемой хозяйственной деятельности конкретного юридического лица: чаще всего это деятельность о продаже акций или имущества юридического лица, если такая сделка может существенным образом изменить экономическое положение такого юридического лица.
В качестве крупной сделки может рассматриваться такая сделка, которая по своей итоговой стоимости (по стоимости заключенного контракта) может быть выше двадцати пяти процентов балансовой стоимости юридического лица за предыдущий финансовый год (определяется на основании составленного бухгалтерского баланса для унитарных предприятий и бюджетных организаций, принимающих участие в закупочных мероприятиях) либо более тридцати процентов от стоимости уставного капитала (в случае, если речь идет об акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью).
В каждом из перечисленных случаев необходимо осуществлять обсуждение совершаемой или потенциальной крупной сделки в кругу руководителей или с тем государственным или муниципальным органом, который является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств для такого юридического лица.
Согласие на совершение крупной сделки
Согласие на совершение крупной сделки – это специальный документ, который оформляется по итогам рассмотрения возможности заключения такой сделки.
Как правило, такое согласие, высказанное учредителями или участниками юридического лица (в зависимости от организационной формы такого лица), или решение на осуществление крупной сделки (одобрение сделки) оформляется в виде специального документа, отражающим предельную стоимость контракта, который может быть заключен в конкретном случае.
В уставных документах, которые существуют в юридическом лице и регламентируют его деятельность, могут быть отражены требования к совершаемым крупным сделкам. В них также может быть отражена информация о том, какие именно сделки следует считать крупными в отношении конкретной организации. Возможно указание также и в части процентного соотношения суммы заключаемого контракта по отношению к стоимости уставного капитала или балансовых активов юридического лица.
Единого образца одобрения о сделке нет, но есть требования к тексту, которые следует учесть. В рамках текста самого документа должна быть отражена информация:
- о тех взаимосвязанных сделках или одной сделке, которые возможно осуществить организации;
- выгодоприобретатель по такой сделке (то есть юридическое лицо, с которым будет происходить заключение контракта). Однако информация о нем не указывается в том случае, если на момент составления согласия на проведение крупной сделки получить информацию о том, кто это будет, невозможно;
- цена сделки или общая сумма всех сделок, которые должны подпасть под одобрение;
- предмет одной сделки или нескольких сделок, которые подпадают под одобрение;
- другие наиболее важные сведения, например, способ определения потенциального исполнителя.
Так как оформление данного решения происходит на основании специального собрания, то легитимность принятого решения может быть доказана на основании составленного протокола такого собрания. Чтобы такой протокол имел юридическую силу, потребуется в нем отразить следующие сведения:
- дата проведения собрания, а также место и время такового;
- перечень лиц, которые участвовали в заседании;
- результаты ания, которое проводилось по одному, нескольким или всем вопросам повестки;
- сведения о лицах, которые считали голоса;
- данные об участниках собрания, которые али против одобрения сделки или групп сделок с конкретным юридическим лицом или на конкретную сумму, а также выставили пожелание внести запись об основаниях своего отказа.
Решение о крупной сделке и его срок действия
Решение о крупной сделке обязательно обладает сроком действия.
В настоящее время таким сроком следует считать один год с момента его вынесения и фиксации такого факта в тексте специально составленного протокола собрания учредителей или участников юридического лица.
В некоторых случаях в тексте решения может быть обозначен иной срок, а не год. Это обусловлено тем, что одобрение крупной сделки возможно для того, чтобы совершить какой-то определенный этап функционирования юридического лица либо продлить срок действия такого решения в случае участия в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд на протяжении длительного периода.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/krupnaa-sdelka.html
Решение от 20 апреля 2021 года № 16 «об утверждении порядка предоставления разрешения (согласия) на совершение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия, и иных сделок»
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШУМСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
КИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2021 года № 16
«Об утверждении Порядка предоставления разрешения (согласия) на совершение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия, и иных сделок»
В соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Совет депутатов муниципального образования Шумское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области решил:
1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления разрешения (согласия) на совершение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия и иных сделок.
2. Контроль за исполнением решения возложить на Заместителя главы администрации.
3. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.
4.Настоящее решение вступает в силу после его подписания.
Глава муниципального образования В.Л.Ульянов
Разослано: в дело, Кировская городская прокуратура, на сайт
ПРИЛОЖЕНИЕ
к решению совета депутатов
от 20 апреля 2021
№16
Порядок предоставления разрешения (согласия) на совершение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия и иных сделок
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 14.11.
2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон) и определяет процедуру предоставления разрешения (согласия) собственника имущества на совершение муниципальными унитарными предприятиями крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия, и иных сделок.
2.
Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным муниципальным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% уставного фонда муниципального унитарного предприятия. Решение о совершении сделки принимается с согласия собственника имущества муниципального унитарного предприятия.
3. Стоимость отчуждаемого муниципальным унитарным предприятием имущества определяется на основании его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого муниципальным унитарным предприятием имущества – на основании цены предложения такого имущества.
4. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия, не может совершаться без согласия собственника имущества муниципального унитарного предприятия.
Руководитель муниципального унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении муниципальным унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:
– являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с муниципальным унитарным предприятием;
– владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в отношениях с муниципальным унитарным предприятием;
– занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с муниципальным унитарным предприятием;
– в иных определенных уставом муниципального унитарного предприятия случаях.
5. Муниципальное унитарное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
6.
Права собственника имущества муниципального унитарного предприятия для предоставления разрешения на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия, и иных сделок возлагаются на заместителя главы администрации муниципального образования Шумское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области (далее-Администрация).
7. Для получения согласия собственника имущества на совершение крупной сделки, сделки, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия, и иной сделки муниципальное унитарное предприятие представляет в администрацию следующие документы:7.1. письмо-заявку за подписью руководителя и главного бухгалтера муниципального унитарного предприятия на имя Главы администрации содержащую:
а) обоснование целесообразности совершения крупной сделки, сделки, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия;
б) объяснение соответствия сделки крупной сделке;
в) указание на источник финансирования (при приобретении имущества, заказе на выполнение работ);
г) сообщение, подтверждающее наличие либо отсутствие заинтересованности руководителя муниципального унитарного предприятия в заключении сделки;
7.2.перечень отчуждаемого (приобретаемого) имущества, составленный на основании бухгалтерской отчетности (цены предложения), на дату подачи письма-заявки муниципального унитарного предприятия, подписанный руководителем и главным бухгалтером, с указанием:
– наименования имущества;
– адреса, места нахождения имущества;
– года ввода в эксплуатацию;
– балансовой стоимости имущества;
– остаточной стоимости имущества;
7.3. копии технической документации, копии свидетельств о праве собственности на объекты недвижимости и земельные участки;
7.4. проект договора на совершение крупной сделки, сделки, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия, с приложением копий правоустанавливающих документов контрагента.
8. При совершении крупной сделки, источником финансирования которой является местный бюджет и сумма сделки предусматривает ее совершение в рамках муниципального заказа, для получения согласия собственника имущества на совершение такой сделки достаточно представления в Администрацию решения конкурсной комиссии по размещению муниципального заказа, оформленного протоколом.
9. Администрация в течение 15 календарных дней от имени собственника принимает одно из следующих решений:
– дать согласие на совершение крупной сделки, сделки, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия, и иной сделки;
– отказать в согласии на совершение крупной сделки, сделки, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия, и иной сделки.
10. Отказ в согласии на совершение крупной сделки, сделки, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия, и иной сделки возможен по следующим причинам:– отсутствие документов, обоснований, перечисленных в пункте 7;
– отсутствие источника финансирования;
-сделка ограничивает возможности предприятия осуществлять уставную деятельность предприятия;
– условия, предусмотренные проектом договора, ущемляют интересы муниципального образования Шумское сельское поселение Кировского района Ленинградской области.
11. Решение о предоставлении разрешения (согласия) оформляется распорядительным актом Администрации.
12. При наличии разрешения (согласия) муниципальное унитарное предприятие совершает сделку в соответствии с законодательством Российской Федерации и несет полную ответственность за выполнение ее условий.
При этом сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия, заключается не руководителем муниципального унитарного предприятия, а уполномоченным лицом, назначенным Администрацией.
13. Заимствования кредитов муниципальным унитарным предприятием могут осуществляться по договорам с кредитными организациями в соответствии с настоящим Порядком. Оказывая услуги без наличия муниципального контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами названного закона, общество не могло не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства.
Page 4
Источник: http://xn--e1ajfjnk8a.xn--p1ai/?p=7257
Крупная сделка по 44-ФЗ и отсутствие одобрения | Контур.Закупки
В соответствии с требованием статьи 51 закона № 44-ФЗ (часть 2, пункт 1, подпункт «е»), заявка на участие в конкурсе в определенных случаях должна содержать решение об одобрении крупной сделки.
Этот документ необходимо приложить, когда наличие такого решения требует законодательство или учредительные документы участника.
При этом оценивается как стоимость самой сделки, то есть поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ, так и сумма обеспечения заявки либо контракта.
При отсутствии решения об одобрении крупной сделки в том случае, если оно должно быть представлено, заказчик может отклонить заявку участника. В каких случаях поставщики и подрядчики должны представлять такое решение? Что необходимо проверить заказчику, чтобы безосновательно не отклонить заявку? Рассмотрим эти вопросы более детально.
Какая сделка является крупной
Условия признания сделки крупной устанавливаются законодательством и различаются в зависимости от типа юридического лица. Стоит отметить, что к разряду крупных сделок вне зависимости от типа организации может быть отнесена не только одна операция, но и несколько взаимосвязанных.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2021 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Для бюджетного учреждения (БУ) крупной считается сделка, цена которой превышает 10% балансовой стоимости активов на последнюю отчетную дату. Осуществлять такую сделку можно только с разрешения органа, имеющего полномочия и функции учредителя БУ. Такое требование устанавливает пункт 13 статьи 9.2 закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
А вот для унитарных предприятий крупная сделка — это сделка стоимостью от 5 млн. рублей. Это правило установлено частью 1 статьи 23 закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Одобрить крупную сделку на основании части 3 указанной статьи должен собственник имущества ГУП или МУП.
Для акционерных обществ (АО) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО) крупная сделка составляет 25% и более от стоимости имущества ООО либо активов АО.
Стоимость имущества (активов) определяется по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Законодательным актом, устанавливающим условия признания сделки крупной, для акционерных обществ является закон № 208-ФЗ, а для обществ с ограниченной ответственностью — закон № 14-ФЗ.
Отметим, что уставы АО и ООО могут предусматривать иные размеры и условия признания сделки крупной.
В отношении акционерных обществ и ООО законодательство делает оговорку — крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности обществ. Из-за этого вопрос признания сделки крупной для них не всегда имеет однозначный ответ.
Одобрение крупной сделки
Одобрение крупной сделки акционерного общества в соответствии со статьей 79 закона № 208-ФЗ, принимается советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров.
Решение в отношении крупных сделок ООО должно быть принято общим собранием участников (статья 46 закона № 14-ФЗ). При этом общество, состоящее из одного участника, который является единоличным исполнительным органом, на основании пункта 1 части 9 указанной статьи, не обязано представлять решение об одобрении крупной сделки.
Позиция чиновников и судов
Минэкономразвития и ФАС считают, что отклонять заявку на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки неправомерно.
Если в документах нет такого решения, значит, для участника сделка не является крупной. Одновременно Закон № 44-ФЗ не требует от поставщиков и подрядчиков документально доказывать тот факт, что сделка для них не относится к разряду крупных. Указанная позиция поддерживается и большинством арбитражных судов.
Однако в отношении некоммерческих организаций или унитарных предприятий судебная практика говорит о том, что отклонение заявки на указанном основании зачастую правомерно.
В данном случае законом четко оговорены критерии сделки, которая признается для указанных организаций крупной.И если, собираясь участвовать в таковой, ГУП, МУП или бюджетное учреждение не прикладывает ее одобрение, то это является нарушением законодательства.
Как быть заказчику и участнику?
Прежде чем отклонить заявку участника на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки, конкурсной комиссии необходимо проверить следующее:
- действительно ли такое требование установлено законодательством для данного типа организации;
- действительно ли сумма сделки является для участника крупной.
Если из учредительных документов АО или ООО невозможно явно установить, относится или нет сделка к их обычной хозяйственной деятельности, то на основании отсутствия решения о ее одобрении отклонять заявку не рекомендуется. В этом случае участник с большой долей вероятности может отменить решение конкурсной комиссии через ФАС или суд.
Чтобы избежать подобных ситуаций, участникам можно посоветовать только одно – прилагать указанное решение к документации. Это быстрее и эффективнее, нежели столкнуться с отклонением заявки и оспаривать решение конкурсной комиссии.
Относя сделку к разряду крупных, унитарным и бюджетным организациям следует ориентироваться на ее размер, а коммерческим – принимать во внимание также тот факт, является ли операция обычной для их хозяйственной деятельности или нет.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/krupnaya-sdelka-po-44-fz-i-otsutstvie-odobreniya/
Крупная сделка для ГУП
ООО ПФП “Квантэкс” : Технологии ведения реестра акционеров, финансовый анализ, методические материалы
Законодательный туман над ГУПами
(о крупных сделках в унитарных предприятиях)
Одной из новаций ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, является введение понятия крупной сделки, режим которой предполагает что руководитель унитарного предприятия не может ее совершать без предварительного согласия собственника.
Крупной является одна или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда (п. 1 ст.
Крупная сделка по 44-ФЗ и отсутствие одобрения
23 Закона).
На какие сделки распространяется режим крупных?
Ответ на этот вопрос содержится в Информационном письме ВАС РФ от 13.03.01 г. № 62 “Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность”.
Обзор посвящен практике совершения крупных сделок в хозяйственных обществах, но здесь важен сам подход: какие сделки следует относить к крупным.
Заметим, что это не только договоры купли-продажи, мены, традиционные для сделок по приобретению и отчуждению имущества, но и другие, — залог, займ, поручительство, в результате заключения которых не исключается возможность отчуждения имущества.
Например, не признавался иногда крупной сделкой договор залога со ссылкой на то, что он не является сделкой, связанной с приобретением или отчуждением имущества.
Между тем, очевидно, что в случае невыполнения обязательства, обеспеченного залогом, взыскание может быть обращено на предмет залога, он
подлежит отчуждению с направлением полученных от продажи средств на выполнение обязательств перед кредитором (ст. 349 ГК РФ). То есть заключение договора залога может привести к отчуждению в последующем имущества, переданного в залог. Не исключена возможность обращения взыскания, а следовательно, и отчуждения имущества при заключении кредитного договора, договора займа, принятии обязательств по договору поручительства, в случае невыполнения обязательств по этим договорам.
Виртуальная величина
Законодатель по иному подошел к определению крупной сделки в унитарном предприятии, в отличие от хозяйственного общества.
В ФЗ “Об акционерных обществах” (далее — ФЗ “Об АО”) и “Об обществах с ограниченной ответственностью” для определения размера сделки с целью отнесения ее к крупным, сумма приобретаемого или отчуждаемого имущества сопоставляется с балансовой стоимостью активов общества.
Логика понятна: если сделка ведет к существенным изменениям экономического положения, уменьшению или увеличению активов более чем на четверть, то на нее распространяется особый режим совершения. В отличие от корпоративного права в унитарных предприятиях размер крупных сделок сопоставляется с уставным фондом.Если в акционерном обществе уставный капитал — это объективная реальность — сумма акций по номиналам, приобретенным акционерами, то в ФГУПе — это некая условная расчетная величина. Собственник по своему усмотрению определяет какой процент от стоимости активов госпредприятия он назовет уставным фондом.
Его минимальная граница — 5 000 МРОТ на дату госрегистрации предприятия, а максимальная — фактическая стоимость активов. Если собственник не проявляет инициативу и не меняет эту расчетную величину в уставе, то она в большинстве госпредприятий будет равна 5000 МРОТ на дату их госрегистрации.
Следует отметить пробел в законодательстве: многие ГУПы были зарегистрированы до введения понятия МРОТ, поэтому определить минимальный размер их уставного фонда не представляется возможным. Рассмотрим ситуацию: государственная булочная, учрежденная в 1992 году могла иметь уставный фонд равный 45 тыс.
(деноминированных) рублей наравне с крупным госпредприятием, учрежденным в том же году. При этом активы булочной составляют 1,5 млн. рублей, а завода — 300 млн. руб. Сопоставляя размер активов этих госпредприятий понятно, то что для булочной является крупной сделкой, — для завода сопоставимо с оплатой вывоза мусора.
Если обратиться к нормам действующего Закона, то в нашем примере сделки на сумму более 4,5 тыс. руб. требуют согласования с собственником имущества.
Это не логично даже для булочной, и тем более не рационально для крупного завода. Следует иметь в виду, что для распространения на сделки режима крупных в госпредприятии принимают два критерия: если собственник госпредприятия существенно увеличит уставный фонд, то будет действовать второй ограничитель — 50 тысяч МРОТ на дату совершения сделки. Любые сделки на сумму более 500 тыс. руб. являются крупными. Таким образом для ФГУПов сделка является крупной, если она подпадает под любое из названных ограничений.
Предварительное согласие
В акционерном законодательстве, предусматривается понятие сделок совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности, на которые не распространяется режим крупных. Это сделки, связанные с закупкой сырья, материалов и реализацией готовой продукции.
Закон “О ГУПах” не содержит такой нормы, и в разряд крупных попадают любые сделки, в том числе вышеперечисленные. Однако существует способ получения предварительного согласия по совершению ГУПом крупных сделок, сделок с заинтересованностью и заимствований на год вперед. Он установлен постановлением Правительства РФ № 228 от 10.04.2002 г.
, согласно которому унитарное госпредприятие обязано ежегодно утверждать у собственника программу своей деятельности.
Типовая форма содержит четыре раздела:
I. Краткая характеристика хода реализации программы деятельности предприятия предыдущего года и первого полугодия текущего года; II. Мероприятия по развитию; III. Бюджет на планируемый период (финансовое обеспечение программы);
IV. Показатели деятельности предприятия на планируемый период.
Утвердив программу деятельности, собственник дает согласие на совершение всех содержащихся в ней мероприятий, в том числе связанных с ними крупных сделок, сделок с заинтересованностью и заимствований. Если в течение года заключаются сделки, выходящие за рамки вышеуказанных мероприятий, то требуется их дополнительное согласование с собственником имущества.
Таким образом те ГУПы, которые имеют утвержденные программы, по существу обладают одобрением сделок на год, в том числе и крупных. Предприятия в которых отсутствует утвержденная программа (а их, по оценке Минимущества РФ в настоящее время около 90 процентов) будут вынуждены согласовывать с собственником все сделки, в том числе и мелкие заимствования.
Следует отметить, что эта конструкция красива на бумаге, но трудно реализуется на практике. Только около десяти процентов унитарных предприятий утверждают такие программы. На практике их утверждение занимает два-три месяца, а в некоторых министерствах — до шести.До момента утверждения, руководитель ГУПа вынужден согласовывать все крупные сделки, сделки с заинтересованностью и заимствования предприятия, возникающие в
процессе его обычной хозяйственной деятельности.
Об утверждении Положения о порядке согласования крупных сделок организаций, находящихся в ведении Федерального агентства связи, при осуществлении закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Об утверждении Положения
о порядке согласования крупных сделок организаций, находящихся
в ведении Федерального агентства связи, при осуществлении закупок
в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» и в соответствии
с пунктом 5.
2 Положения о Федеральном агентстве связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 320, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г.
№ 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить Положение о порядке согласования крупных сделок организаций, находящихся в ведении Федерального агентства связи, при осуществлении закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г.
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Признать утратившим силу приказ Россвязи от 29 мая 2013 г. № 129 «О мерах по реализации в Федеральном агентстве связи постановления Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти
по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».
3.
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства связи Д.О. Панышева.
Руководитель О.Г. Духовницкий
УТВЕРЖДЕНО
приказом Федерального
агентства связиот _______ 2021 № ____
Положение
о порядке согласования крупных сделок организаций, находящихся в ведении Федерального агентства связи, при осуществлении закупок
в рамках
Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
1. Настоящее Положение (далее – Положение) разработано в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г.
№ 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г.
№ 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» и определяет последовательность действий Федерального агентства связи при рассмотрении вопросов о согласовании крупных сделок, планируемых к заключению в рамках Федерального закона
от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон).
2. Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования
к закупке товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок:
2.1 Федеральные государственные бюджетные учреждения осуществляют закупки в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона.
2.2 Федеральные государственные унитарные предприятия при наличии осуществляют закупки в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 1 Закона.
3.
В целях осуществления условий, указанных в пункте 2 Положения,
и принятия обоснованных решений в Федеральном агентстве связи (Агентство) анализируются документы и сведения, представляемые подведомственными Россвязи федеральными государственными унитарными предприятиями (далее предприятия, ФГУП) и федеральными государственными бюджетными учреждениями (далее – учреждения, ФГБУ), совместно именуемые – организации.
Приложения к обращению руководителя организации или иного уполномоченного лица могут быть представлены на электронном носителе.
3.
1. При согласовании совершения крупных сделок (далее – сделки) Агентством рассматриваются:
1) обращение руководителя организации или иного уполномоченного лица, содержащее следующую информацию:
а) предмет сделки;
б) способ закупочной процедуры или наименование контрагента по сделке с единственным поставщиком;в) сумма сделки (включая НДС/без НДС) в рублях (числом
и прописью);
г) срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг согласно сделке.
2) обоснование сделки, включающее необходимые пояснения, расчёты
и прогнозы в отношении финансовых и иных последствий реализации предлагаемого решения, в том числе:
а) цель и обоснование потребности в совершении сделки;
б) обоснование и способ выбора контрагента с обязательной ссылкой на соответствующий раздел Положения о закупке организации, действующего
в период проведения закупки;
в) ссылку на пункт утверждённого плана закупок организации на год,
в котором планируется закупка;
г) обоснование стоимости сделки, включая:
— источник финансирования сделки (чистая прибыль, амортизация, заимствования, бюджетные средства (с указанием уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации), иные источники);
— наименование способа обоснования начальной (максимальной) цены сделки с приложением копий документов, с помощью которых произведен расчёт (в случае направления коммерческих предложений компаний Агентство проверяет представленные ими данные: сведения в ЕГРЮЛ, сайты, участие
в торгах, сведения о задолженностях и штрафах, суммы уплаченных налогов, налоговые правонарушения, доходы и расходы по данным бухгалтерской отчётности);
— курс иностранной валюты или порядок его определения для осуществления расчётов по договору, планируемая эквивалентная сумма
в валюте Российской Федерации;
— детализированные коды статей расходов, предусмотренные разделами II и III программ деятельности предприятий на текущий финансовый год,
с указанием уже произведенных выплат по соответствующим кодам статей расходов (для предприятий);
д) планируемые сроки выполнения основных обязательств организацией
и ее контрагентом по сделке;
е) прогноз влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности организации, ее производственные и финансовые показатели;
ж) информацию о наличии заинтересованности ФГУП в совершении согласуемой сделки (ст. 22 Федерального закона от 14.11.2002
№ 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
Источник: https://obd2bluetooth.ru/krupnaja-sdelka-dlja-gup/